Мой город — Томск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как управлять временем: советы психолога

Научиться управлять временем —  — это значит многое успевать, получать удовольствие от работы и полноценно отдыхать и развлекаться. Это сложно и для взрослых людей, и для школьников. Но возможно. Базовыми секретами тайм-менеджмента с «Учёбой.ру» поделился психолог, тренер центра ««Перекресток»» Артем Кондрашкин.
Наталья Афанасьева
31 января 2018
Фото: barockschloss / Flickr / CC BY 2.0
Артем Кондрашкин,
подростковый психолог, тренер центра «Перекресток»
Что входит в понятие тайм-менеджмента и есть ли какие-то особенности, если мы говорим о подростках?

Тайм-менеджмент, или «управление временем» — этот термин пришел из бизнеса, где важно грамотно организовать время, чтобы все успевать. Но на самом деле число различий между подростком и взрослым в этом смысле не так уж и велико — ни те, ни другие, как правило, не умеют управлять своим временем. Просто взрослый человек компенсирует это опытом, некоторые решения ему даются проще, чем подростку, который только-только начал самостоятельно планировать свою жизнь.

Вопросом «как мне эффективно распределить свое время?» дети начинают задаваться обычно примерно к шестому классу, когда кардинально меняется их жизнь. Вместо «началки», когда в школе все понятно и регламентировано — «урок — перемена», а дома почти все еще зависит от родителей, они попадают в новую реальность: появляется много разных предметов, им приходится перемещаться по разным кабинетам, а потом самим распределять время для того, чтобы сделать уроки, погулять, поиграть в компьютер. Раньше, до школы и в начальных классах, времени хватало на все, родители знали и говорили, когда пришло время поесть, когда пора поспать, а когда — сделать уроки. А потом начинается трудный переход к самостоятельному планированию и оказывается, что получается не слишком хорошо. Не так-то просто найти и правильно распределить время для того, что нужно делать, и для того, что сделать хочется.

у подростков большие сложности со сном и вообще с пониманием и поддержанием уровня сил жизненных

А есть ли какие-то тонкости, связанные с физиологией и психологией подросткового возраста, от которых зависит восприятие времени и умение им управлять?

Одно из базовых понятий в тайм-менеджменте называется «временная перспектива». Это то, как человек воспринимает время: например, час или неделя — это много или мало? Длительность воспринимается очень субъективно. Подростки воспринимают время значительно плотнее, чем взрослые. Их день — это гораздо больше, чем день взрослого человека, а неделя гораздо длиннее. Поэтому в долговременной перспективе подростку гораздо сложнее планировать.

Когда мы работаем со школьниками на тренингах, мы учим их навыкам планирования: разбиваем цель на задачи, задачи — на шаги, понимаем, как одно вытекает из другого и что из этого лучше сделать сегодня, что — завтра, а что — через месяц. Раскладываем шаги по временной перспективе.

Другая возрастная особенность заключается в том, что у подростков бывают большие сложности со сном и вообще с пониманием и поддержанием уровня сил жизненных — телесные переживания в этом возрасте очень запутанны, дети часто не понимают, когда они бодрые, когда уставшие, и не видят причины этих состояний.

В этом возрасте перестраивается режим сна, они не очень знают, когда им надо ложиться спать, во сколько просыпаться. Далеко не всем подходит ранний подъем, но дети не могут сами выбирать расписание, у них нет свободы влияния. В результате они не высыпаются, ходят вялые, при этом не связывают это с недосыпом. От этого теряется много сил, падает успеваемость, от этого усталость еще больше растет.

Как с этим бороться?

Еще один важный навык, который помогает учиться управлять временем, — расширение временной перспективы, проще говоря, навык подготовки. Есть какие-то действия, которые не требуют никакой подготовки: ну, скажем, захотел человек поиграть — сел за компьютер и поиграл. А вот для того чтобы сделать уроки, нужно подготовить стол, пространство, убрать все, что отвлекает, и, наоборот, собрать какие-то средства поддерживающие. То же касается сна. Подростки часто жалуются, что ложатся вовремя, а потом долго не могут уснуть, а потом оказывается, что они делают в этот момент много противоречивых действий, которые им мешают. Переписываются по телефону, смотрят фильмы или просто думают много разных мыслей, переживают. Ко сну надо готовиться: проветрить комнату, убрать заранее все экраны, не пить вечером бодрящие напитки и энергетики, не смотреть страшные новости, научиться расслабляться, управлять своими мыслями.

называется «навык выбора» — умение отказываться от чего-то, в том числе нужного и привлекательного.

Сейчас принято считать, что дети перегружены: в школе большая нагрузка, много дополнительных занятий, огромная часть времени и сил уходит на дорогу.

И подростки, и взрослые, живущие в большом городе, перегружены как реальными задачами (учеба, работа дополнительные работы и занятия), так и неограниченными возможностями, которые предлагает мегаполис. А ведь еще хочется найти время на семью, друзей, увлечения. Важный навык, который необходимо развивать и взрослым, и школьникам, называется «навык выбора» — умение отказываться от чего-то, в том числе нужного и привлекательного. Этот важно не только для планирования дня, но и в целом для ощущения жизни: выбирать, что я замечаю в жизни, какими чувствами я ее наполняю.

На занятиях мы тренируемся выбирать и развиваем способность отделять важные дела от неважных, срочные — от несрочных. И планировать день так, чтобы важные дела делать вовремя, нормально и получать удовольствие от выполненной работы. При этом, в идеале, важные дела не должны переходить в срочные: если мы все время занимаемся доделованием срочных дел, при этом отодвигая другие, которые тоже в результате становятся срочными, мы занимаемся бессмысленной гонкой, не замечая, чем наполнен день.

Здесь есть сложный момент, который заключается в том, что список «важных дел» с точки зрения подростка далеко не всегда совпадает с тем, что в это понятие вкладывают родители или учителя. Но настаивая на своем, взрослые не получат результата, дети не научатся управлять своим временем, а научатся лишь исполнительности.

Что же делать родителям, которые видят проблему и хотят помочь ребенку научиться управлять временем?

Многие родители ищут универсальные рекомендации, но их нет — у каждого ребенка все очень индивидуально: одного что-то поддерживает, а другого, наоборот, это дезорганизует. Родителям надо признать, что они уже не могут напрямую управлять временем подростка. Это не значит, что надо оставить все на самотек: сам разбирайся. Они должны давать советы, делиться опытом, быть настойчивым, но главное, сами подавать пример. Дело в том, что подростки и сами очень хотят все успевать, надо рассказать им, что есть техники, есть люди, которые знают, как научиться управлять временем, и вместе учиться этому.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
31 января 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты