Мой город — Томск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Наталья Тюрина: как выбрать идеальный вуз и поступить в него

Вопрос «Куда пойти учиться?» сегодня стоит начать задавать как можно раньше, причем желание и способности ребенка должны быть далеко не единственным фактором при выборе высшего учебного заведения. Какие нюансы должен учитывать будущий абитуриент и его родители, как начинать подготовку к поступлению и на что обратить особенное внимание? Об этом в преддверии Московского дня профориентации и карьеры, который пройдет 17 февраля на ВДНХ, «Учёбе.ру» рассказала один из ведущих спикеров этого мероприятия — Наталья Тюрина, руководитель управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня».
Наталья Афанасьева
12 февраля 2018
Фото: hnphotog / Flickr / CC BY 2.0
Наталья Тюрина,
начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня»
Когда нужно начинать задумываться о выборе вуза и кто должен в первую очередь этим вопросом задаться?

Формированием образовательной стратегии должны заниматься, прежде всего, родители. И подготовку необходимо начинать достаточно рано. Причем выбор тактики в наше время должен быть связан не только с пониманием возможностей и способностей собственного ребенка, но и с пониманием того, что система образования переживает определенные деформации, оптимизации, постоянно меняется. Семья, рассматривая образование как социальный лифт, должна создавать долгосрочную стратегию.

Для многих этот процесс начинается чуть ли не с дошкольного этапа — с выбора школы. А уже в 5–7-м классе вопрос стоит достаточно остро. В 8-м классе ребята часто выбирают профильный класс, и это должен быть максимально осознанный выбор.

Важно понимать, что сегодня к 9-му классу развилка выбора происходит не только между естественно-научным циклом, любви к гуманитарным предметам и так далее. К этому времени ребенок должен ответить на вопрос: «Я хочу получить профессию и выйти на рынок труда или я планирую долгосрочную образовательную карьеру?»

многие родители откладывают решение до начала 11-го класса, и это одна из ключевых ошибок

Какие есть варианты?

Если предпочли первый ответ, то после 9-го класса семья выбирает колледж. Соответственно, если второй — чаще всего выбор делается в пользу старшей ступени обучения в школе, ЕГЭ и поступления в вузы. Возможен и третий вариант, когда сначала молодой человек идет в колледж, а потом, получив профессию, поступает в высшее учебное заведение. Таким образом первый серьезный выбор делается после 9-го класса. И он основополагающий.

Если семья планирует обучение в колледже, а затем — в вузе, нужно посмотреть, какие и где есть интересные программы, насколько эти колледжи встроены в систему высшего образования, в каких отношениях они находятся с вузами. Сегодня существуют вузы, у которых колледжи встроены в структуру. Есть другие модели, когда между вузами и колледжами складываются долгосрочные партнерские отношения. Этот вопрос требует внимательного рассмотрения.

Важный момент — понимание того, что среднее профессиональное образование сегодня может быть платным, особенно по модным специальностям, и иногда стоимость обучения в колледже выше, чем в вузе. Семья должна это учитывать.

Вторая развилка наступает после 11-го класса. И готовиться к ней тоже надо заранее, перейдя в 10-й класс, уже важно определиться с направлением, начинать предметное изучение, выбрать те или иные программы. В каждый вуз разный набор экзаменов, поэтому при желании поступать в конце 10-го класса школьник должен уже осознанно вести подготовку по определенным предметам. Этот момент важно понимать, очень многие родители откладывают решение до начала 11-го класса, и это одна из ключевых ошибок.

Уже в начале 11-го класса, осенью, выпускники пишут заявления на сдачу ЕГЭ, выбирают предметы. До 1 февраля они могут еще что-то поменять, а потом — все. Если выбор сделан неосознанно, то нужные экзамены в этом году молодой человек не сдаст, а это очень сокращает возможности.

На что нужно обратить внимание, выбирая вуз?

Конечно, прежде всего, в вузе всех интересует программа подготовки. Но для молодых людей сегодня очень важна атмосфера, уровень внутренней жизни университета: кампусы, отношения между студентами и с преподавателями и так далее. Это ключевые вопросы, которые интересуют абитуриентов, может быть, в большей степени, чем родителей, — у них разные информационные запросы, но молодые люди, в первую очередь, «снимают» свои ощущения от университета. Понять это помогут дни открытых дверей, но я бы порекомендовала постараться зайти в университет в обычный день: поехать на конкурс, олимпиаду, открытую лекцию, встречу, чтобы иметь возможность пройтись по коридорам, зайти в столовую, попробовать, как там кормят, увидеть, как все организовано. Это важный момент, ведь большинство неоправданных ожиданий и разочарований связано как раз с такими вопросами.

Многие думают, что все лучшие университеты находятся в столице, так ли это?

Сегодня в России прекрасная сеть университетов: национально-исследовательских, региональных, опорных — все зависит от той программы, которая выбрана. У нас есть великолепные медицинские направления в Балтийском и Дальневосточном федеральных университетах, есть сильные естественно-научные направления в Уфе, есть классические университеты в Тюмени, Екатеринбурге и Казани, и так далее. Например, в Томске расположен крупный студенческий хаб, его называют «Русским Кембриджем» — это город студентов, куда приезжают ребята со всей России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. В Новосибирске блестящий университет, который сегодня делит с Санкт-Петербургским университетом вторую позицию в рейтинге российских вузов. (С рейтингом востребованности вузов в РФ в 2017 году, составленным проектом «Социальный навигатор», можно ознакомиться здесь.)

И это еще один вопрос, который нужно решать в семье, — готов ли ребенок уехать, причем не только в столицу, но и в другой регион? Надо понимать, что это жизнь в другом городе, в кампусе, ребенка надо будет поддерживать финансово — стипендии у нас не всегда позволяют жить самостоятельно. Много нюансов, связанных с бытовыми вопросами, которые встанут перед семьей.

в первую очередь — это результат большого системного труда самого ребенка

Выбрав направление и решив бытовые вопросы, на что далее стоит обратить внимание?

Что будет дальше, после вуза? Это ключевой вопрос для родителей. Очень важный элемент, который стоит учитывать при выборе вуза, — работодатели. Есть ли целевой прием, если нет, то куда трудоустраиваются выпускники?

Молодой человек должен принять для себя решение — будет ли он учиться на бакалавриате и в дальнейшем — в магистратуре или же сразу пойдет на специалитет. В рамках целевого обучения, — когда компания, корпорация размещает свой заказ на подготовку специалиста в конкретных учебных заведениях, — у нас по-прежнему реализуется программа специалитета. Надо понимать, что, выбирая бакалавриат, вы получите диплом бакалавра, не специалиста, и он имеет свои ограничения. Если вы хотите претендовать на профессиональное развитие, надо обязательно заканчивать потом магистратуру — еще раз сдавать экзамены, еще раз поступать.

Если вы выбрали целевой прием, то обучение длится пять лет, выпускник получает диплом специалиста и право ведения профессиональной деятельности. Но здесь тоже есть свои особенности.

По договору целевого обучения студент обязуется хорошо учиться, то есть делать это без двоек или «хвостов». Работодатель, со своей стороны, обязуется оплатить вузу его образование, выплачивать ему стипендию — она выше, чем обычная (на 5–6 тысяч, как правило). Но, если студент был отчислен за неуспеваемость, его семья должна вернуть все деньги корпорации. И нельзя просто взять и поменять вуз, например, если понял, что это не твое, — здесь ты имеешь существенные ограничения. Иногда семья просто не хочет брать на себя юридические обязательства, связанные с этими отношениями. Далеко не все понимают, как оформить договор с компанией, есть в этом вопросе информационный вакуум, который только предстоит ликвидировать.

Допустим, с вузом определились. Но как туда поступить?

Для того чтобы сегодня поступить в университет, нужно принести не только результат ЕГЭ, но и портфолио, за которое даются дополнительные баллы: это значки ГТО, медаль, участие в олимпиадах, на филологические направления — результаты сочинения. Если амбиции высокие, если молодой человек претендует на вузы из первой тридцатки, то надо понимать, что он должен предъявить высокие индивидуальные результаты. И об этом надо задумываться не в последний год, а гораздо раньше.

Образование сегодня — это, с одной стороны, инвестиция, а с другой — социальный лифт. Бывают чудеса, но, как правило, результат на финише — это результат большого системного труда. Родители формируют условия, тут даже речь не о деньгах, речь идет о возможностях посмотреть, попробовать: чем больше ребенок видит, чем выше его социальная активность, тем проще ему сделать выбор. Хорошая школа может помочь сдать экзамены без репетиторов. Но успешное поступление в вуз — это, в первую очередь, результат большого системного труда самого ребенка.

Задайте свои вопросы по теме «Тактика поступления: Что важно знать при выборе вуза и поступлении?» Наталье Тюриной на Московском дне профориентации и карьеры 17 февраля, 1 зал (большой) с 13:00 до 14:00.

Московский день профориентации и карьеры
Какую профессию выбрать?
Как сдать ЕГЭ?
Куда поступать?
Выставка вузов и колледжей / Профориентация / Карьерные консультации
17 февраля, ВДНХ, павильон № 57
«Россия — моя история»
Наталья Афанасьева
12 февраля 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты